«Заселитесь на три дня в дорогой отель…. Отдайте ключи на ресепшн…. Напишите десять тысяч слов. Если вам кажется, что вы зашли в тупик, просто подумайте о деньгах, которые вы тратите, сидя здесь и тупо уставившись в стену.» Это всего один из множества советов по возвращению себе «креативного» настроения из книги «Опять творческий кризис»
Эта книга – сборник идей, советов, точек зрения самых разных людей – дизайнеров, писателей, фотографов, копирайтеров. Сборник под редакцией Алекса Корнелла – своеобразная «поваренная книга» для творческого человека. Можно открывать наугад на любой странице и выбирать рецепт. Разброс рецептов – от «продолжайте работать как рабочая лошадка» до «бросьте все, езжайте автостопом в Мексику». Мне открывать наугад понравилось (тем более, что книга интересно оформлена), но при этом параллельно возникла мысль, что можно – например — систематизировать предложенные рецепты, подумать – каким типам личности они больше подходят – и тогда использовать более «точечно».
Вообще, несмотря на общий легкий и веселый тон книги, некоторую «необязательность» и «поверхностность» — система вырисовывается. Много вариантов использования для вдохновения техник «случайного стимула» — рассматривать старые фото, рисовать, не глядя на бумагу, и так далее- принцип известный и небесполезный. Правило – хранить заметки, зарисовки, цитаты, в общем – всякие промежуточные продукты и полуфабрикаты творческой деятельности, а во времена, когда муза вас покидает – ностальгически перебирать эти коллекции – тоже полезно. Это лучше бесцельного серфинга по Интернету; разглядывание своих зарисовок и заметок напоминает вам о том, что вы на многое способны, поднимает настроение и мотивацию, ну а из сочетания обрывочных идей иногда и вправду возникает что-то новое.
Кстати, к вопросу о серфинге – большинство авторов этой книги считают компьютер всего-навсего дополнительным источником прокрастинации. Электронный мозг не поможет вам в создании новых идей – закройте ваш ноутбук, оставьте дома мобильник, идите в парк, общайтесь с друзьями, прокатитесь на велосипеде, вымойте посуду, наконец. Интересны рассуждения авторов о причинах творческого кризиса, о том, вреден он или полезен, как влияют на творческое настроение деньги, страхи, привычки… Кто-то в кризис позволяет себе расслабиться и позволить себе прожить это состояние как закономерную часть процесса творчества, погрузиться в него с ощущением принятия и благодарности. Кто-то – загружает себя работой по самые ушки («дедлайн — лучшее средство от кризиса»)…
Меня в книге привлекло именно это многообразие вариантов, отсутствие однозначных выводов. Книгу не стоит рассматривать как учебное пособие, это скорее некоторое «зеркало», которое сможет отразить ваш вопрос о причинах своего «кризисного» состояния – и, возможно, найти нужный только вам ответ.